20 августа 2011 г.

Всегда ли нужно повышать прибыльность бизнеса?

Этот пост не для слабонервных, поэтому матёрых экономистов прошу удалиться – вы это должны уже знать. Желающие освежить знания – велкам!
Сначала мы рассмотрим типичную ситуацию с неким предприятием, которое отлично работает и без нас с Вами. Затем мы найдём способ повысить прибыльность этого предприятия. Это будет совсем просто, т.к. решение будет лежать на поверхности. В конце мы узнаем, в каких случаях и почему этот шаг может навредить компании.
Представьте, что Вы управляете небольшим предприятием, которое по заказам пользователей Вашего сайта производит детские игрушки ручной работы (первое, что пришло в голову). За прошлый месяц Вам удалось продать 1000 игрушек по 1000 рублей каждая. Выручка составила 1 млн. рублей. Теперь посчитаем затраты. На каждую игрушку нужно затратить 300 рублей (сырьё и упаковка), а также ещё 200 рублей, чтобы доставить игрушку до покупателя (допустим, что Вы пользуетесь услугами сторонней компании). На аренду офиса, оплату труда и прочие условно-постоянные затраты уходит 300 т. р.в месяц. Итого получается 800 т.р. затрат в месяц, из которых условно-переменные затраты равны 500 т.р., а условно-постоянные затраты — 300 т.р. Прибыль от продаж равна 200 т.р. Для наглядности я сделал вот такую табличку:

И что теперь? Конечно же, нам мало получать по 200 т.р. прибыли в месяц – это всего лишь половина совсем дешёвой иномарки, к тому же эта сумма даже близко не дотягивает до «материнского капитала». Про налог на прибыль я вообще молчу. Мы хотим большего. Поэтому, мы теряем сон и начинаем по ночам думать о том, а не послать бы к чертям тех негодяев, которые развозят наши игрушки, и не нанять ли вместо них нескольких замечательных курьеров за меньшие деньги? В результате затраты на одну игрушку сократятся почти вдвое и составят 300 р., а на зарплату курьерам будет уходить 150 т.р. в месяц. Тогда предыдущая табличка была бы уже такой:

Если кто-то искренне надеялся на то, что прибыль от продаж превысит «материнский капитал», то приношу Вам свои извинения. Тем не менее, прибыль стала больше на 50 т.р. Проснувшись утром с этой мыслью, именно так и поступаем.
Правильное ли решение мы приняли? Почему вообще возникает подобный вопрос, ведь прибыль от продаж будет больше? Да, прибыль действительно повысится, если объёмы выручки будут такими же, но кто сказал, что они сохранятся? Представьте, что сразу же после Ваших нововведений упал спрос на игрушки на Токийской бирже или Ваш сайт вышел из строя на несколько дней по вине провайдера. Одним словом, по независящим от Вас причинам что-то пошло не так. И это «что-то» привело к тому, что выручка в следующем месяце снизилась (к примеру) на 30%. В это сложно поверить, но уменьшение выручки на 30% приведёт к падению прибыли от продаж на целых 84% (верьте на слово или посчитайте сами) и она составит 40 т.р. Если бы мы не принимали нашего судьбоносного решения, то прибыль от продаж снизилась бы на 75% и составила 50 т.р.
Вы наверняка уже пытаетесь прокрутить в голове ситуацию, при которой выручка увеличивается на 30%. Я уже всё прокрутил. Со своими курьерами прибыль увеличивается на те же 84% до 460 т.р., а с чужими – на те же 75% до 350 т.р.
Решение, которое мы приняли, повлияло на т.н. деловой риск деятельности предприятия. Этот риск связан с понятием операционного левериджа (OL), который равен отношению темпа прироста прибыли от продаж к темпу прироста выручки от продаж. До принятия решения OL = (-75%)/(-30%) = 75%/30% = 2,5. После принятия решения OL = (-84%)/(-30%) = 84%/30% = 2,8, т.е. деловой риск возрос. Таким образом, в случае негативного сценария нам станет хуже из-за принятого решения. В случае же положительных изменений на рынке нашему восторгу не будет предела. Большой операционный леверидж (рычаг) говорит только о том, что предприятие более чутко реагирует на внешние рыночные условия как с "плюсом", так и с "минусом".
Для чего всё это? Принимайте решения исходя из профессиональной оценки ситуации на рынке и прогнозов продаж, а не полагаясь на то, что Вам приходит на ум по ночам.
О том, как с высокой точностью спрогнозировать объёмы продаж, я ещё обязательно напишу.

Комментариев нет: