27 декабря 2011 г.

Прогноз ёмкости рынка


В прошлый раз мы сделали попытку найти способы оценки ёмкости рынка пирожков с капустой. Пирожки тут не при чём. Это просто пример. Теперь у Вас есть инструмент, с помощью которого без труда, приложив огромные усилия, можно оценить ёмкость рынка некого товара с использованием нескольких подходов. Одновременное применение многих способов оценки существенно повышает точность результатов. В этот раз мы заглянем в будущее.

Если Вы проделали нелёгкий путь по мотивам предыдущего поста, то у Вас в итоге получился график, изображающий ёмкость рынка. Вот примерно так:ой:



Как мы можем использовать эту информацию на практике? Увы, практически, никак. Нам нужны данные о будущем, а ими здесь и не пахнет. Понимая, как будет вести себя ёмкость нашего рынка в будущем, мы сможем спланировать получение доходов (спланировать продажи). Продвинутые математики уже смекнули, что задача сводится к экстраполяции функции ёмкости рынка - берём карандаш и "на глазок" (либо любыми более продвинутыми способами) продлеваем график вправо. Легко? Да! Правильно ли мы поступили? Конечно нет. Нельзя делать прогнозы только на основе статистических данных. Представьте, что Вы едете на автомобиле, лобовое стекло которого заклеено газетой, а ориентироваться приходится по зеркалам заднего вида. Как далеко Вы уедете? Я даже сделал соответствующую иллюстрацию, чтобы это лучше запомнилось. Конечно же, можно придумать массу ухищрений на тему безопасной езды с заклеенным лобовым стеклом, но на большой скорости по извилистой дороге уже ничего не поможет. Давайте лучше остановимся и снимем эту газету.

Что влияет на будущее? Что станет с нашим рынком? Безусловно, есть некие тенденции. Они и изображены на графике. Наверняка они сохранятся в течение какого-то времени. Поэтому мысль об экстраполяции и других словах - это только первый шаг. Как его сделать? Если Вы заносили данные о ёмкости рынка в таблицу MS Excel, то можете почитать вот здесь о прогнозировании. Если лень разбираться или хочется что-то более простое, то дорисуйте "на глазок", но никому не рассказывайте о том, кто Вас этому научил :) Самое важное на этом этапе - правильно подобрать функцию, с помощью которой будете получать прогнозные значения. На рисунке ниже показано некое подобие логарифмической зависимости:


Второй шаг - скорректировать т.н. прогноз, т.е. учесть события, которые могут произойти в будущем, а также исключить заведомо нереальные ситуации. Начнём с нереального. Приведу небольшой пример про пирожки из предыдущего поста. Как бы ни вёл себя рынок, удельное душевое потребление пирожков не сможет сильно увеличиться в ближайшие несколько лет. Поэтому, если Вы продлили график вправо и получили, что через год ёмкость рынка пирожков увеличится в пару раз, то вернитесь назад и подумайте, где Вы ошиблись. В итоге то, что удалось получить с помощью MS Excel, несколько видоизменится. Далее нужно учесть события, которые в будущем могут повлиять на ёмкость рынка. Чисто технически всё просто - нужно составить перечень возможных событий в будущем и степень их влияния на ёмкость Вашего рынка. Перечень событий Вы без труда набросаете после прочтения про PEST-анализ в Википедии (там даже примеры событий есть). Если кратко, то смысл состоит в том, что события классифицируются на политические, экономические, социальные и технологические. Таким образом, выявляются факторы внешней среды, которые влияют на рынок. Степень влияния этих факторов удобнее всего учитывать в процентах. Просто сделайте в Вашей электронной таблице ещё пару столбцов для корректировки тех значений, которые Вы до этого "напрогнозировали". Вот, собственно, и всё!

Призываю Вас творчески подходить к решению задачи. Не зацикливайтесь на своём несчастном рынке. Смотрите по сторонам. Вот Вам ещё пример про пирожки. Обратите внимание, в каких странах и городах популярны пирожки у пользователей Интернета. Заметьте, что эти результаты можно выгрузить в формате CSV в MS Excel, чтобы использовать для коррекции данных. Тем, кто хочет получить больше информации, рекомендую книгу Игоря Качалова "Планирование продаж с точностью 90% и выше", в которой есть множество практических примеров.

Надеюсь, что Вам было интересно и полезно. Если да, то не забудьте поделиться с друзьями ;)

Напоминаю, что на сообщения блога можно подписаться через facebook, twitter, google+ и rss, а также оформить email-подписку.

Комментариев нет: