18 ноября 2011 г.

Бизнес-план. Концепция

Серия статей про бизнес-планирование продолжается. Картинка, которую Вы видите - это часть структуры бизнес-плана, о которой я уже рассказывал (там внутри есть ссылка на архив с подробной mindmap-структурой). В этот раз я более подробно опишу первый раздел бизнес-плана, т.е. концепцию.

Этот раздел нужен для того, чтобы читатель Вашего бизнес-плана (инвестор) мог быстро и без труда понять, как Вы собираетесь потратить его деньги. Конечно же, можно начинать издалека, но когда Ваша основная мысль сразу попадает в мозг инвестору, весь основной текст будет восприниматься куда лучше. Вам нужно обозначить цели проекта, ресурсы, которые будут использованы (и источник их возникновения), в каких рамках (допущениях) Вы собираетесь действовать и более подробно описать планируемые результаты. Уже сейчас Вы обо всём узнаете.

Вы уже знаете отличный способ быстрого и точного изложения своих мыслей. Всё, что нужно для начала - это описать цели проекта на бумаге с использованием этой методики, но не забывая об основных критериях SMART (Specific, Measurable, Achivable, Result-oriented, Timed). Таким образом, Ваши цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, ориентированными на результат и иметь срок для их реализации. Обязательно тестируйте Ваши цели, смотрите на них критически, улучшайте и улучшайте их, ведь именно они первыми попадают на глаза инвестору и помогают Вам лучше понимать, чего Вы хотите на самом деле :)

Какие ресурсы нужны Вам для достижения целей? Не стесняйтесь - просто опишите всё то, что Вам понадобится: деньги, люди, оборудование, информация, программное обеспечение и т.п. Потом подумайте, откуда всё это взять. Здесь есть один нюанс - с первого раза обо всех нужных Вам ресурсах Вы не вспомните, так что не тешьте себя напрасными надеждами. Систематизируйте потребности о ресурсах ближе к завершению работы над документом. Это позволит Вам не упустить ни одной детали.

Следующий пункт - это допущения. Будет ли спрос на создаваемый продукт и почему? Что будет с экономикой страны? Какие будут ставки по кредитам и депозитам? Какой будет уровень налогов, уровень инфляции, уровень безработицы, стоимость аренды квадратного метра Вашего офиса, стоимость хостинга сайта, стоимость услуг третьих лиц и т.п.? Обозначьте все рамки Вашего проекта, чтобы потом не кусать локти.

Осталось только описать результаты. Речь идёт не только о финансовых результатах. Что Вы хотите создать? Опишите ту ценность для потребителей, которую они получат от создания продукта (услуги). Если результатом будет армия поклонников Вашего продукта, то это тоже результат. Финансовые показатели, если Вы не знакомы с понятием дисконтирования, будут поначалу трудны для понимания, но пугаться не стоит - чуть позже я напишу об этом. Просто нужно понять одну простую вещь - на выполнение проекта требуется время, а деньги имеют свойство дешеветь со временем. Именно поэтому вместо привычного понятия прибыли используется такая странная штука, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности и т.д. Кстати, о сроках здесь тоже не будет лишним упомянуть, т.к. они влияют на результаты. Результатом выполнения проекта может являться также команда проекта, т.к. она приобретёт опыт и будет готова к новым успехам, чего и Вам желаю!

Не поленитесь показать Вашу концепцию Вашим друзьям, особенно тем, кто критически смотрит на вещи. Добивайтесь того, чтобы этот раздел бизнес-плана был максимально понятным абсолютно всем, кто его прочитает. Понимание - залог процветания!

Если я о чём-то забыл упомянуть, пришлите мне жалобу, и нам всем станет значительно легче ;)

Было интересно и полезно? Поделись с друзьями!

Комментариев нет: