13 ноября 2011 г.

Структура бизнес-плана

В прошлый раз я анонсировал цикл статей, посвящённых бизнес-планированию. Сегодня мы рассмотрим структуру бизнес-плана. Ни в коем случае не претендую на истину, но готов отстаивать предлагаемый подход. Так что, если у Вас, дорогой читатель, есть отличные от моих взгляды на структуру бизнес-плана, то с удовольствием приму участие в полезной для всех нас дискуссии.

Информацию какого рода должен содержать практически любой бизнес-план? Давайте определимся, что мы рассматриваем некий инвестиционный проект по созданию нового продукта (или услуги). Наша задача - создать в заданный срок новые блага, имея в распоряжении ограниченный набор ресурсов (финансовые, людские, оборудование и т.д.). Под благами мы понимаем создаваемые продукты и услуги для потребителей, финансовые средства, полученные от вложения денег в проект и т.д. Таким образом, при планировании этой деятельности нам нужно подумать о нескольких моментах:
  • Что мы хотим создать, кто это купит и почему, как это продавать и какой доход можно будет получить.
  • Каким образом наиболее эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы, в какой последовательности выполнять задачи проекта, кто будет участником команды и с какой квалификацией, чем конкретно эти люди будут заниматься, каким образом будут взаимодействовать друг с другом и как будут мотивированы на работу.
  • Бизнес-план разрабатывается для инвестора, вне зависимости от того, является ли им автор бизнес-плана. Так как инвестор вкладывает деньги, то нужно их считать, но учитывая фактор времени. Дело в том, что инвестор мог бы вложить их в другой проект или на худой конец положить на депозит в банке.
  • Риски проекта, т.е. все возможные и невозможные, а точнее сказать, вероятные, события, которые могут повлиять на наш план как положительно, так и отрицательно. Что будет, если случится мировой финансовый кризис или в самый неподходящий момент взлетят цены на бензин, трафик, квадратные метры и т.п.? В каких ситуациях лучше не продолжать проект, а продать его, если дела пойдут не так, как планировалось? Обо всём этом тоже придётся подумать.
Что мы имеем? Массу забот, которые нужно структурировать. А вот и структура бизнес-плана в формате mindmap (скачать архив). Не читайте дальше - посмотрите. Я серьёзно!

Как можно заметить, маркетинговый план занимает самое большое место, и это понятно, т.к. в наиболее общем случае структуру плана маркетинга можно достаточно хорошо детализировать, а вот организационный план в гораздо сильнее зависит от вида бизнеса, поэтому он не такой упитанный :) Ко всему прочему, именно с маркетингового плана я начну описывать структуру бизнес-плана в следующих статьях, так что остальные разделы ещё успеем уточнить.

И последнее... Существует множество стандартов по составлению бизнес-плана. Вы можете с лёгкостью их использовать, только вот без подготовки этого не сделать. Я намеренно не буду опираться на стандарты, т.к. моя цель - поделиться системными знаниями, а не научить Вас работать по какому-либо стандарту.

Понравилось и было полезным? Поделись с друзьями :)

Источник картинки: http://elport.ru/userfiles/image/bisnessplan.jpg

Комментариев нет: